Можно, пожалуй, утверждать, что карьера архитектора была уготована Франческо Бартоломео Растрелли с самого его рождения. Сын знаменитого зодчего и скульптора Карло Растрелли, Франческо с детства был погружен в атмосферу напряженной творческой работы. Он родился в 1700 году в Париже, где при дворе Людовика XIV работал его отец. После смерти "короля-солнце" в 1715 году семья по приглашению Петра I перебралась в Петербург.
Свой творческий путь Франческо Бартоломео начал под руководством отца. До сих пор неясно, учился ли он в Европе: документов, подтверждающих это, до нас не дошло. По всей видимости, его первой самостоятельной работе стал трехэтажный каменный дворец молдавского господаря Дмитрия Кантемира в Санкт-Петербурге. В конце 1720-х архитектор создал проекты каменного Дворца князя Ивана Долгорукого и нового здания Арсенала в Москве. Став вскоре придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны, Растрелли построил для ее фаворита Бирона два дворца в Курляндии - Рундальский и Митавский. Последний знаменит тем, что в нем сын Эрнста Иоганна Бирона Петр в 1779 году встречался с графом Калиостро.
С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в творчестве Растрелли начался новый этап. Желая иметь роскошные дворцы, Елизавета поручила архитектору работу над двумя крупнейшими проектами - Летним дворцом (сейчас на его месте Михайловский замок) и Аничковым дворцом, начатым еще Михаилом Земцовым.
На рубеже 1740-1750-х годов Растрелли работал над реконструкцией Большого дворца в Петергофе. Проект предусматривал создание новых галерей с двумя флигелями, а также строительство двух новых корпусов. Кроме того, архитектором было выполнено декоративное убранство интерьеров. Барочный интерьер парадных залов и гостиных Петергофского дворца был богато украшен деревянной золоченой резьбой, живописными плафонами, зеркалами и наборными паркетами.
В 1749 году императрица поручила Растрелли строительство Смольного монастыря в Петербурге. В этом проекте архитектор отказался от эффектных пространственных решений, свойственных эпохе барокко, в пользу более ясной и четкой композиции.
Одним из вершинных произведений мастера стал Большой (Екатерининский) дворец Царского села. Как и в проекте Смольного монастыря, в основу общего плана дворца был положен принцип регулярности, правильности архитектурной композиции без резких выделений отдельных частей здания.
В 1754 году Растрелли приступил к строительству нового Зимнего дворца, работы над которым продлились восемь лет. По мнению специалистов, Зимний дворец является вершиной русского барокко середины XVIII века. В архитектуре здания органично сочетаются геометрическая четкость и динамика - стилевая доминанта барокко.
С приходом к власти в 1762 году Екатерины II популярность Растрелли стремительно пошла на спад. Окончание его карьеры совпало по времени с закатом эпохи барокко. 23 октября 1763 года указом императрицы Франческо Бартоломео Растрелли был отправлен в отставку «в рассуждении старости и слабого здоровья».
Последние годы жизни прославленный архитектор провел на окраине империи: в Курляндии и Литве. За два года до смерти он предпринял поездку в Италию, а в январе 1771 года был избран почетным членом Императорской Академии художеств. В тот же год Растрелли умер. Точная дата смерти и место захоронения архитектора по сей день остаются неизвестными.
Справка:
Родился в 1700 году.
Умер в 1771 году.
Архитектурное направление: барокко.
Основные архитектурные проекты: Большой Петергофский дворец, Смольный собор, Большой Екатерининский дворец, Зимний дворец.